Ежегодная и вторая по счету конференция Астана PR-КҮНІ успешно стартовала
Алматы, 24 сентября 2014 г.
95 участников находятся в конференц-зале, в котором только что закончилось Панельное заседание «Ключевые тренды рынка коммуникаций за прошедший год. Государственные коммуникации — проблемы и специфика продвижения». Секцию блестяще, как всегда, модерировал Михаил Дорофеев.
Сказано в первые полтора часа работы было очень много, и мы готовы поделиться с вами основными аспектами, которые профессионалы пиара посчитали самими важными в своей работе и на рынке в целом.
После приветствия Асель Карауловой — неизменного вдохновителя и руководителя пиар-форумов в Астане и Алматы, выступление сделал Айдар Махметов. Директор департамента по связям с общественностью АО «Самрук-Казына» рассказал о работе холдинга. Известно, что ряд крупномасштабных проектов «Самрук-Казына» уже ведет, и эта работа будет продолжена. В частности, осенью будет продолжено Народное IPO, на торги выйдут акции KEGOC, продвинется программа приватизации и т.д. Айдар Махметов отмечает, что в будущем холдинг превратится из управляющего в инвестиционный, при этом будет инвестировать в перспективные проекты не только в Казахстане, но и за рубежом.
Г-н Махметов отметил изменение в популярности каналов коммуникаций, в частности повышение роли интернета. Если в 2012 году 45% информации казахстанцы получали в интернете, то сейчас около 54%. Но роль телевидения интернет пока «не переплюнул». Продолжает сильно сокращаться роль газет.
Сегодня фонд «Самрук-Казына» на постоянной основе проводит работу по улучшению взаимодействия пресс-служб всех нацкомпаний. Большое внимание уделяется внешнему пиару. «У нас налажена плодотворная работа с каналом Би-Би-Си, мы постепенно заявляем миру о фонде «Самрук-Казына», и в первую очередь через наши спортивные проекты. Мало кто сегодня поспорит о значении велокоманды «Астана» для страны, люди уже хорошо понимают, какова роль социальных и спортивных проектов в продвижении страны». В пример Айдар Махметов привел компанию «Самсунг». До начала 90-х никто не знал о ней, обычная локальная корейская компания, но после ее сотрудничества с олимпийским комитетом она стала глобальным игроком на рынке. Сегодня важным проектом, который помог бы Казахстану сделать мощный скачок вперед, по мнению Айдара, является Олимпиада-2022, и равных этому проекту в ближайшие годы не будет, но увы, отметил спикер, государство пока недостаточно активно включилось в эту гонку.
Директор департамента маркетинга и связей с общественностью АО «НК «Астана-ЭКСПО» Асель Кожакова рассказала о том, как изменилось отношение общества к проекту международной выставки. Если весь прошлый год пиар-службы проекта рассказывали о том, что такое «Экспо» вообще, то сейчас организация проводит разъяснительную работу — в чем преимущества, каковы плюсы и т.д. После недавнего исследования выяснилось, что порядка 30% респондентов уже понимают выгоды, которые принесет «Экспо»: «Экономический эффект уже очевиден для людей, и это радует. Мы будем и дальше разъяснять необходимость проведения выставки, сейчас мы тесно работаем с международными организациями, на международном уровне. Хочу отметить, что при развитии таких масштабных проектов, развивается и много околопроектных сфер». Как сообщила Асель, 69% респондентов в стране уже знают о выставке, согласно предыдущим исследованиям их было лишь 10%. О выставке знают и в России — 33%. 14% россиян знают, что она пройдет в Астане.
Выступил на пенельной сессии пресс-секретарь министра по инвестициям и развитию РК Кайсар Жумабайулы: «Мы с интересом смотрим на все проекты, которые сегодня направлены на популяризацию страны. Что касается индустриализации, когда программа в 2010 году началась, был большой скепсис. Люди задавали вопросы, зачем делать еще одну программу. Но работа продолжалась. Для нас было важно поднять дух победителей в бизнес-среде. Если говорить о видимых результатах, то в качестве первых успехов мы рассматривали веденные в эксплуатацию проекты. Мы понимали, что успех зависит, в первую очередь, от разъяснительной работы. И для этого делалось очень много, мы выходили в народ, было много поездок — семинары, тренинги для предпринимателей, позже — тренинги для журналистов. Предприниматели стали доверять программе все больше и больше. Сегодня проектов очень много, около 700. Сегодня бизнесмены уже сами рассказывают о своих успехах».
В целом все участники панельной дискуссии коснулись многих актуальных аспектов взаимодействия на рынке коммуникаций за прошедший год. Их хорошо выделила еще в начале сессии Асель Караулова. Пока остается много проблем: рынок все еще непрозрачен, неэффективно распределяется госзаказ, мы не справляемся с задачами информационной безопасности, нет сильных местных медийных брендов, и пример влияния информационного поля Украины очень хорошо это показал. Увы, слабым местом все еще являются профессиональные кадры, причем кадры топ-уровня найти легче, чем среднего. На эту тему удачно пошутил главный редактор «Дипломатический вестник» Ильяс Омаров, рассказывая, чем с ним поделился китайский дипломат — в Китае, оказывается, тоже кадровый голод. «Наверное, если в Китае, кадровый голод, — пошутил г-н Омаров, — то нам надо закрыть на это глаза, и как-то продолжать работать в имеющихся условиях».
Но позитивные изменения тоже есть: страновой пиар все же развивается, все активнее становится присутствие представителей госструктур в соцсетях, и пусть пока эти начинания не лишены ошибок, чиновники хотя бы стараются. Другой положительный момент — структурирование и стандартизация рынка, от заработных плат до стандартов работы с агентствами. «Нам нужен будет не один год для этой работы, — отметила Асель Караулова. — И это задача для всего рынка». Он призвала всех участников сегодняшнего форума активнее подключаться к работе отраслевых мероприятий: Евразийскому PR HR Event, премии «Ак-Мерген», Конкурсу корпоративных СМИ, студенческому конкурсу «Сиреневый прорыв»: «Присоединяйтесь, мы должны двигать рынок совместно, ваша работа, ваш труд должен быть оценен рынком и работодателями».