О новой модели уголовного судопроизводства в Республике Казахстан

Астана, 8 октября 2014 г.

Как известно, в июле т.г.  Главой государства подписаны новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан, которые будут действовать с 1-го января 2015 года.

В целом ожидаемым эффектом от введения новых правовых актов является повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда, процессуальная экономия и снижение индекса тюремного населения.

В частности, в новом Уголовном кодексе усилены и модернизированы механизмы уголовно-правовой защиты личности, общества и государства.

Главной новацией нового правового акта является введение в состав уголовных правонарушений новой категории — уголовных проступков.

Эффективность такой модели подтверждается общемировой практикой. В частности, двухзвенная система уголовных правонарушений (проступков и преступлений) предусматривается уголовными кодексами Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Германии, Албании, Литвы, Латвии, Турции.

За совершение проступков предусмотрено наказание в виде ареста либо соразмерного с ним штрафа, исправительных либо общественных работ. Максимальная мера наказания за них — арест сроком до 90 суток, но в таком размере он предусмотрен только по 26 % случаев. Применение ареста предусматривается только после обеспечения условий для его отбывания, не ранее 1 января 2017 года.

При этом не предусматривается ответственность за приготовление и покушение на проступок, установлены краткие сроки давности, отсутствует судимость.
Введение уголовных проступков усилит, в первую очередь, профилактику соприкасающихся с ними преступлений, аналогичных по составу, но связанных с более тяжкими последствиями.

Претерпел концептуальные изменения институт рецидива. Теперь для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.

Более того, исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве, по которым даже за кражу мелкого имущества суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или 3/4 от верхнего предела лишения свободы по статье. Теперь таких перекосов не будет.

Введена стимулирующая мера, в соответствии с которой лицо обязательно подлежит освобождению от наказания условно-досрочно, если оно в период отбывания наказания возместило причиненный ущерб или способствовали раскрытию и расследованию преступлений, совершенных, к примеру, преступной группой.

Значительно усилена ответственность за террористические и экстремистские преступления. Введен запрет на условно-досрочное освобождение, замену наказания на более мягкое, на применение амнистии, увеличены сроки лишения свободы за их совершение. На эти преступления не будут распространяться сроки давности.

В целях обеспечения безопасности сооружений для жизни и здоровья человека на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусматривается уголовная ответственность за нарушения правил безопасности в этой сфере.

Во исполнение поручения Главы государства Уголовный кодекс дополнен новыми нормами об уголовной ответственности за сепаратизм.

С учетом зарубежного опыта борьбы с новыми видами криминальных угроз, а также в целях реализации международных обязательств Казахстана вводятся новые уголовно наказуемые деяния, а также конкретизируются существующие составы.

В Особенной части кодекса введены две новые главы: о медицинских преступлениях и компьютерных преступлениях.

Ряд новых статей устанавливают уголовную ответственность за организацию транснациональной преступности и способствование ей, в том числе, за создание баз подготовки наемников.

Введена уголовная ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, а также за участие наших граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранного государства.

Кроме того, сложившиеся реалии потребовали законодательного решения вопроса об установлении уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, причинившей существенный вред или более тяжкие последствия.

Увеличены практически в два раза сроки лишения свободы за поджог в рамках статьи за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.

Вводится пожизненный запрет на работу с детьми лицам, осужденным за сексуальные преступления против несовершеннолетних, а также на занятие должностей на государственной службе осужденным за коррупционные преступления.

В новом Уголовном кодексе 1997 года основательно пересмотрена система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.

В целом, минимизировано безальтернативное применение лишения свободы. Как единственный вид наказания, оно сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованной преступности, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.

Область применения ограничения свободы распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений.

Основными наказаниями в санкциях за совершение преступлений небольшой и средней тяжести установлены штрафы и исправительные работы. Исключение составляют преступления, связанные с неосторожным причинением смерти человеку, за совершение которых штрафных санкций не предусмотрено.

Размеры штрафов значительно увеличены, что делает их сопоставимыми по суровости с лишением свободы и позволяет переориентировать судебную практику на их широкое применение.

Также изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу. Теперь они исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, а не в месяцах и годах, как было ранее. С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения. Штрафные санкции и принудительный труд на благо общества станут основной альтернативой полной изоляции осужденных.

Конфискация имущества, по примеру России, Германии и других стран, ограничена имуществом, добытым преступным путем, и доходами от такого имущества. Конфискации может подлежать денежный эквивалент утраченного имущества, а также средства и орудия совершения преступлений.

Такая конфискация будет введена с 1 января 2018 года после введения в стране всеобщего декларирования.

В целом, с учетом международного опыта применение конфискации как вида наказания значительно сокращено.

В то же время усиливается ответственность за наиболее опасные, вызывающие широкий общественный резонанс преступления: против мира и безопасности человечества, террористические и экстремистские, сексуального характера против несовершеннолетних, организованную преступность, пытки.

За эти деяния исключается применение институтов условного осуждения, условно-досрочного освобождения, амнистии, освобождения за истечением сроков давности.

Особо важными новшествами нового уголовного процесса можно отметить следующие:

В целях единообразного применения часто используемых в уголовном законодательстве в тексте на государственном языке множества понятий были приняты варианты слов, утвержденные Государственной терминологической комиссией.

В результате заглавие кодекса было изменено на «Казакстан Республикасынын Кылмыстык-процестік кодексі», а заглавие в тексте на русском языке осталось без изменений.

В целях единообразного применения правовых понятий эти изменения нашли свое отражение и в Уголовном, Уголовно-исполнительном кодексах и в Кодексе об административных правонарушениях.

Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, что положительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исключит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела.
Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие, предшествовавшее регистрации.

В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал. Уголовное дело официально еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры и досмотры, изымаются документы и другие вещественные доказательства, арестовываются счета и имущество, назначаются специальные исследования и судебные экспертизы и т.д.

Т.е.  практически ведется расследование, но лица, в отношении которых эти так называемые «доследственные мероприятия» проводятся, не имеют никакого процессуального статуса и соответственно никаких процессуальных прав и гарантий у них нет. Они не имеют прав на защитника, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела и т.д.

После таких доследственных проверок иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела.

Еще одной существенной издержкой доследственной проверки, которой нет в новом УПК, является дублирование показаний, т.к.  граждане сначала подробно опрашиваются, а затем после возбуждения дела они повторно вызываются в орган уголовного преследования для допроса.

Усовершенствованы некоторые нормы относительно объединения уголовных дел, приостановления производства по делу, прерывания срока досудебного расследования и хранения тайны. А порядок исчисления процессуальных сроков и понятия «фактического задержания» приведены в соответствие с решениями Конституционного совета.

По аналогии с американскими «Правилами Миранды» введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности.

В целях исключения фактов незаконного задержания введена норма, предусматривающая, что доказательства, добытые в результате следственных действий, проведенных с участием задержанного при нарушении порядка задержания, признаются недопустимыми.

По опыту Франции и Литвы в уголовный процесс введена новая процессуальная фигура — свидетель, имеющий право на защиту (ассистированный свидетель). Таковым будет являться лицо, на которое указано в заявлении и сообщении об уголовном правонарушении как на лицо, его совершившее, либо против него дает показания свидетель, участвующий в уголовном процессе, но к данному лицу не применено процессуальное задержание либо не вынесено постановление о признании его подозреваемым. С этого момента лицо будет имеет ряд существенных прав, которые отсутствуют у свидетеля, но есть у подозреваемого, в т.ч.  отказа от дачи показаний, право на защитника до начала первого допроса, на ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств о производстве экспертизы, очной ставке с тем, кто свидетельствует против него и т.д.

В целях упрощения и экономии процесса исключается предъявление органами следствия и дознания подозреваемому обвинения и исключается такой процессуальный акт, как обвинительное заключение.

Это связано с тем, что на практике по сложным многоэпизодным уголовным делам составление документа занимает достаточно много времени, и он может быть объемным (состоять из 500 и свыше листов). В обвинительном заключении подробно излагается содержание материалов дела.

Между тем, суд при рассмотрении уголовного дела самостоятельно исследует собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дает им оценку.

В этой связи, по результатам расследования будет составляться краткий обвинительный акт, в котором будут указаны данные о подозреваемом лице, описано совершенное деяние, квалификация, перечислены собранные по делу доказательства и процессуальные издержки. После утверждения прокурором данного акта лицо будет считаться обвиняемым.

В уголовный процесс вводится так называемая «сделка о признании вины», основой задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования.

С учетом того, что для сделки о признании вины предусмотрено обязательное согласие потерпевшего и согласие подозреваемого, обвиняемого с суммой гражданского иска, усиливаются права потерпевшего.

В некоторых странах в таком порядке рассматривается значительное количество уголовных дел. К примеру, в США и Грузии до 90% дел заканчиваются заключением сделки. Такой институт также используется в России и Украине.

Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве.

Сделка о сотрудничестве заключается на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания, с условием, что она поспособствует раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений. Процессуальное соглашение о сотрудничестве с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым будет утверждаться прокурором области или приравненным к нему прокурором, их заместителем, а с осужденным — Генеральным Прокурором либо его заместителем.

Имплементация института сделки повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в т.ч.  с её организованными формами, положительно повлияет на снижение индекса «тюремного населения».

В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства по уголовному делу, предполагающее возможность окончания расследования в течение 15 суток всех категорий уголовных дел, за исключением преступлений особо тяжкой категории, при условии полного признания подозреваемым своей вины, согласия с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда).

При этом, предусмотрено право лица, осуществляющего ускоренное расследование, произвести только те следственные и иные процессуальные действия, результаты которых фиксируют следы уголовного правонарушения и иные доказательства вины подозреваемого, обвиняемого.

С целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится фигура следственного судьи.

В полномочия следственного судьи отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, о принудительном помещении не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической и (или) судебно-медицинской экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение, временного отстранения от должности и запрета на приближение.

Кроме санкционирования некоторых следственных действий в его обязанности также входит рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства.

Расширение рамок судебного контроля наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства.

В целях оперативного реагирования на факты применения органами уголовного преследования незаконных методов, регламентирована процедура реагирования судьи на обращения о пытках.

В целях более широкого применения альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, и снижения индекса тюремного населения, по аналогии с УПК Украины в Кодексе закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи.

Также залог не будет применяться к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть потерпевшего; деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские; а также к нарушившим ранее залог.

В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования.

Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора.

В целях упрощения и эффективности процесса введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего.

Это обеспечит судебное закрепление фактических данных, используемых в качестве доказательств, в случаях, когда указанных лиц будет невозможно допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, планируемый выезд за пределы страны, возможная смерть вследствие тяжелого болезненного состояния и т.п.).

Кодекс также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи.

Кодексом расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи, в том числе, подсудимым и осужденным.

Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье:

1) о депонировании показаний;
2) об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подзащитного в случае необоснованного отказа должностных лиц в исполнении запроса либо непринятия решения в течение трех суток;
3) о назначении экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток;
4) о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение адвокатом явки которого для дачи показаний в орган, ведущий уголовный процесс, затруднительно.

Закреплено право стороны защиты на получение любых сведений из уголовного дела, в том числе путем снятия копий с использованием технических средств (за исключением сведений составляющих государственные секреты), право быть заблаговременно извещенным о времени и месте проведения процессуальных действий с участием подзащитного.

В целях обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон при судебном производстве были внесены несколько новых дополнений, направленных на повышение процессуального статуса защитника.

В частности, для оказания квалифицированной юридической помощи расширены права защитника (адвоката) по сбору и представлению необходимых документов, сведений, других данных, обязательно приобщаемых лицом, ведущим досудебное расследование к материалам уголовного дела.

В УПК предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры процессуального прокурора (на базе штатной единицы помощника прокурора).

Предполагается создание специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счёт обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, а также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путём.

В целях обеспечения соблюдения прав потерпевших введена мера процессуального принуждения, предусматривающая запрет на приближение, применяемая к подозреваемому при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия или с угрозой его применения и уголовных правонарушений против несовершеннолетних.

Вводится понятие «разумный срок расследования».

Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать необоснованное затягивание расследования в суд и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки.

Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме с упрощением их производства.

Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции. Данное положение не распространяется на протест прокурора.

Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных в новом Уголовном кодексе, в новом УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения:
— с 10 до 14 увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке
— почти в два раза, или с 20 до 39, увеличено количество правонарушений частно-публичного обвинения

Все новеллы уголовного судопроизводства соответствуют международным стандартам и обязательствам Республики Казахстан.

Нариман Касымбеков,
помощник
Генерального Прокурора РК 1-го Управления ГП

Генеральная Прокуратура Республики Казахстан

http://prokuror.gov.kz/rus

Урузгалиева Асель Елемесовна

пресс-секретарь
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан

Телефон +7 (7172) 71-21-30
7172089@prokuror.kz