В целях усиления гарантий защиты прав осужденных

Астана, 14 октября 2014 г.

Подписанный Главой государства 5 июля текущего года новый Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан в полной мере соответствует положениям Концепции правовой политики на 2010– 2020 годы, предусматривающей совершенствование уголовной политики путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Новая редакция УИК направлена на повышение уровня доверия к пенитенциарной системе со стороны граждан и общества, усиление гарантий защиты прав осужденных, соблюдение требований режима и снижение индекса «тюремного населения».

Одной из новаций проекта УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных:
— минимальной безопасности — сейчас это колонии-поселения;
— средней безопасности — исправительные колонии общего режима;
— средней безопасности для содержания несовершеннолетних — воспитательные колонии;
— максимальной безопасности — исправительные колонии строгого режима;
— чрезвычайной безопасности — исправительные колонии особого режима;
— полной безопасности — тюрьмы;
— смешанной безопасности — следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах.

Уголовно-исполнительным кодексом совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы по прогрессивной системе, при которой правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения в сторону расширения либо в сторону ограничения объема его прав.

Степень поведения осужденного позволит более дифференцированно подойти к каждому осужденному и будет влиять на применение определенного института прогрессивной системы изменения условий содержания, вида учреждения и наказания, досрочного освобождения. Это направлено на стимулирование правопослушного поведения.

Немаловажным является тот факт, что в целях улучшения материально-бытового положения осужденных увеличена норма жилой площади в расчете на одного заключенного.
В целях обеспечения защиты прав и свобод заключенных в учреждениях и органах, исполняющих наказание, в доступных для осужденных местах будут функционировать специальные почтовые ящики для подачи осужденными обращений прокурору на неправомерные действия должностных лиц.

Выделенные в отдельные главы положения о Национальном превентивном механизме и общественной наблюдательной комиссии также направлены на предотвращение пыток и других жестоких видов обращения.

Среди других новшеств в новом УИК следует отметить:
— закрепление камерного содержания осужденных;
— запрет на строительство в пределах территорий учреждений культовых сооружений;
— обязанность операторов сотовой связи по оказанию консультационно-технического содействия органам внутренних дел и оптимизацию собственных сетей связи;
— возможность введения при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях в учреждениях 2-уровневого режима особых условий;
— отказ в предоставлении свиданий лицам, допустившим правонарушение в предшествующий период.
С

 нового года уголовно-исполнительные инспекции будут преобразованы в службы пробации. Это не просто смена вывески. Это смещение акцента работы целой структуры в сторону социально-правовой помощи.

Если на сегодня пробация распространяется в отношении лишь приговоренных к условной мере наказания, то с 1 января круг таких лиц существенно расширится за счет осужденных к наказаниям без изоляции от общества, условно-досрочно освобожденных, а также лиц, находящихся под административным надзором. По данным КУИС, это порядка 55 тыс. человек, что намного больше, чем нынешняя численность заключенных.

В новом УИК предусмотрены нормы, направленные на совершенствование порядка организации и форм пробационного контроля путем взаимодействия с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь. Это поспособствует более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и недопущения ими новых преступлений.

Исключены нормы, создающие условия для коррупционных проявлений — многозначительные слова «иные лица», конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получить длительное свидание, конкретизируется понятие «исключительное личное обстоятельство», введены степени поведения осужденных при применении мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменения им условий содержания и вида учреждения.

В новом УИК нашли отражение нормы, направленные на реализацию проектов Генеральной прокуратуры — «Вместо тюрем — пробация и электронные браслеты»; «Оплачиваемый труд осужденного — стимул к нормальной жизни».

Установлен двухдневный срок длительных свиданий осужденных, их количество дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий содержания.

Сохранены действующие положения относительно получения заключенными посылок и бандеролей, а также установлена возможность получения ими передач только во время предоставленных свиданий.

Увеличены размеры месячных расчетных показателей, на которые осужденные вправе приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (в среднем увеличено на 2–4 месячных расчетных показателя, в зависимости от вида условий отбывания наказания). Также закреплено право осужденных, содержащихся на строгих условиях отбывания наказания в колониях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности, расходовать средства в размере до двух месячных расчетных показателей, тогда как в действующей редакции УИК осужденные названной категории вправе расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания.

Внесены также другие новшества, направленные на защиту конституционных прав и свобод осужденных, конкретизацию требований по содержанию осужденных.

Новый УИК создает условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также формирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными.

А. Абдуалиев,
старший помощник
Генерального Прокурора
7-го Департамента
Генеральной прокуратуры

Генеральная Прокуратура Республики Казахстан

http://prokuror.gov.kz/rus