Особенности производства по делам об уголовных проступках
Астана, 31 октября 2014 г.
3 июля 2014 года Главой государства подписан новый Уголовный кодекс, который будет введен в действие с 1 января 2015 года.
В новом законе реализованы положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года о двух векторном подходе к преступным деяниям.
В частности, с учетом международного опыта введена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний, состоящая из преступлений и уголовных проступков.
В число проступков входят и деяния, находящиеся на стыке административного правонарушения и преступления по степени общественной опасности, но которые сегодня предусмотрены действующим Кодексом об административных правонарушениях.
Это соответствует установкам Главы государства о принципе нулевой терпимости к беспорядку, усилит профилактику серьезных преступлений.
Кроме того, перевод составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности. Это и обязательное привлечение защитника — профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных уголовно-процессуальным кодексом.
Кроме того, одним из оснований перевода этих административных правонарушений в категорию уголовных проступков, стало и то, что они либо содержали в качестве меры административного взыскания административный арест, либо, не предусматривая административного ареста, рассматривались только судом.
В состав уголовных проступков также включены некоторые новые деяния, которые ранее не предусматривались ни Кодексом об административных правонарушениях, ни действующим уголовным законодательством. К примеру, это новые составы о самовольном пользовании недрами, нарушении правил охраны рыбных запасов и др.
Если перейти к процессуальному оформлению уголовного проступка, то орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При отсутствии лица протокол может быть составлен с момента его фактического установления в пределах срока давности привлечения к ответственности. При необходимости выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения протокол об уголовном проступке составляется в срок до трех суток.
В случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.
Начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, согласовывает протокол, после чего все материалы предъявляются подозреваемому для ознакомления, о чем делается соответствующая отметка в протоколе, удостоверяемая подписью подозреваемого и защитника (при его участии).
После ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела начальник органа дознания немедленно направляет уголовное дело прокурору.
Прокурор, изучив уголовное дело, не позднее суток, а по делам, по которым подозреваемый задержан в порядке статьи 128 УПК, не позднее восьми часов производит по нему одно из следующих действий:
1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд;
2) отказывает в утверждении протокола и прекращает уголовное дело по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 УПК;
3) возвращает уголовное дело для производства дознания либо предварительного следствия;
4) прекращает уголовное дело в отношении отдельных подозреваемых, о чем выносит соответствующее постановление с направлением его копий заинтересованным лицам и направляет уголовное дело в суд.
В случае задержания подозреваемого в порядке статьи 128 УПК дело об уголовном проступке направляется прокурору не позднее тридцати шести часов с момента фактического задержания.
Дела об уголовных проступках подлежат рассмотрению в суде в течение пятнадцати суток с момента поступления в суд.
В случае поступления ходатайств участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Дела об уголовных проступках, за которые в качестве наказания предусматривается выдворение за пределы Республики Казахстан, а также по которым подозреваемый задержан в порядке статьи 128 УПК, рассматриваются в день поступления в суд.
При рассмотрении судом дел об уголовных проступках участие прокурора обязательно.
Рассмотрев дело об уголовном проступке, судья:
1) выносит обвинительный или оправдательный приговор;
2) прекращает дело при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 35 и 36 УПК;
3) при установлении признаков преступления направляет дело соответствующему прокурору для решения вопроса о проведении досудебного расследования.
Решение суда по делу об уголовном проступке может быть обжаловано сторонами в порядке и сроки, предусмотренные УПК на общих основаниях.
Для уголовных проступков наряду Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания в виде ареста, что является основным отличительным признаком от лишения свободы, назначаемого только за совершение преступления.
Санкции в виде штрафа и исправительных работ назначаются и при совершении проступков, и при совершении преступлений. При этом размеры штрафов для уголовного проступка существенно отличаются от штрафов, назначаемых за совершение преступления. Это же относится и к исправительным работам.
За уголовные проступки новым Уголовным кодексом предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности. Осуждение за совершение уголовного проступка не влечет судимости.
Тем самым, перенесение некоторых административных деликтов в уголовно-правовую сферу не повлечет в статистике рост числа судимых лиц.
Лейла Асанбаева,
старший прокурор управления Департамента
Генеральной прокуратуры
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан
Урузгалиева Асель Елемесовна