Информационная безопасность: как ответить на вызовы?

Алматы, 14 ноября 2014 г.

Открывая эту панельную секцию Медиа Курултая, ведущие отметили, что тема информационной безопасности приобрела особенную остроту в связи с противостоянием российских и украинских СМИ.

В своем выступлении руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев сформулировал основные проблемы информационной безопасности Казахстана. «Часть медийщиков считает, что у нас «крадут» рекламное пространство, эксперты полагают, что идет «зомбирование», — отметил спикер. Несмотря на то, что в 2011 году была принята концепция об информационной безопасности РК до 2016 года, после этого документ не пересматривался и не адаптировался к текущей ситуации. В итоге в Казахстане сложилось 4 основных центра информационного доминирования: российские СМИ, транснациональные медиакорпорации, социальные сети, слухократия.

Для преодоления сложившейся ситуации руководитель группы оценки рисков предложил операцию под названием «Реанимация», которая заключается в пересмотре существующей концепции информационной безопасности, предполагающем участие представителей власти, медийщиков и экспертов. Спикер также подчеркнул, что в настоящий момент не понятно, какое именно ведомство отвечает за информационную безопасность в стране. В качестве рекомендации эксперт также предложил введение механизма распределения госзаказа только на основе рейтингов популярности СМИ.

В ходе выступления директора КИСИ Ерлана Карина было отмечено, что мы регулярно сталкиваемся с «запаздыванием» со стороны государства в части предоставления информации. Многие воспринимают информационную безопасность только с технической стороны — ресурсы, программное обеспечение и пр. «Я убежден, что концепцию информационной безопасности нужно пересматривать с учетом новых угроз, и это не только вопросы внешней экспансии и распространения радикальной идеологии», — подчеркнул эксперт. Он отметил, что в обеспечении информационной безопасности государства необходимо разделение ответственности между государством и самими СМИ.

По мнению г-на Карина, угрозы информационной безопасности существуют, но информационную повестку мы пока формируем все-таки сами, и несмотря на раскол, в частности в связи с событиями в Украине, есть единый подход к оценке событий.

По мнению председатель совета директоров медиа-группы United media group Арманжана Байтасова казахстанские СМИ несвободны, и уровень свободы слова — это внутреннее ощущение каждого из нас. Наличие различных точек зрения, свобода медиа укрепляют информационную безопасность. «Когда есть свобода, есть и доверие», — считает спикер. Также было отмечено, что сегодня, при наличии социальных сетей можно получить доступ к любой информации, но нужно заниматься созданием своего контента, а не пытаться ограничить проникновение иностранных СМИ.

«Информационная безопасность лежит в политической плоскости, а решение политических проблем невозможно без урегулирования экономической ситуации», — в свою очередь отметил генеральный директор ТОО ТРК «31 канал» Багдат Коджахметов. По словам спикера, рынок рекламы в Казахстане пережил несколько потрясений за последнее время: в 2014 году казахстанские каналы потеряли 16% аудитории, затем произошла девальвация, повлиявшая на рекламные бюджеты, затем — запрет на рекламу фармацевтических препаратов, который повлек потери в размере около 4 млрд тенге. В ходе обсуждения причин ухода аудитории с казахстанских каналов спикер высказал предположение о том, что поскольку с начала 2014 года стало более строго контролироваться исполнение требования о доле вещания на казахском языке, зритель, привыкший к контенту на русском языке, сделал выбор в пользу русскоязычных медиа.

Руслан Никонович, гендиректор «Нового телевидения», считает, что прирост аудитории может обеспечить только уникальный контент, который формирует СМИ. Как только региональный канал начинает производить свой, локальный контент, начинается прирост аудитории, поскольку местному жителю интересно, что происходит «на соседней улице», считает эксперт. Также, по мнению спикера, если государство стремится к информационной безопасности, оно обязано субсидировать развитие местного контента, а это пока происходит только на уровне государственных каналов. Позиция государства в этом вопросе требует пересмотра, однако следует учитывать, что только лишь запретив смотреть иностранный продукт, мы не заставим людей покупать наш собственный.

По мнению политика, общественного деятеля Амиржана Косанова самой большой угрозой для государства и общества является дезинформация. Помимо внешней цензуры в лице закона существует внутренняя цензура в голове каждого главного редактора, и именно поэтому идет отток аудитории в другие медиа. События в Украине заставили нас задуматься, какую информацию и откуда мы получаем. «На события в Украине мы смотрим глазами Лаврова и Киселева», — отметил спикер. По мнению г-на Косанова, немаловажно значение имеет и собственник СМИ, который зачастую целиком формирует информационную политику канала или издания.

Казахстанский пресс-клуб

akparat@pressclub.kz
http://pressclub.kz/new/